Форум » Форум "БЕЛЫЙ СЕВЕР" » Старинные водные пути » Ответить

Старинные водные пути

Светлана: Старинные водные пути Автор: Плечко Л.А. М., "Физкультура и спорт", 1985 г. Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины. М. И. Калинин Книга "Старинные водные пути" - первая попытка не только дать краткий обзор истории древних водных путей России, истории возникновения и развития русского каналостроения, но и рекомендовать туристские маршруты по ним. В основу книги легла обширная литература с начала XIX в. по настоящее время, архивные материалы, отчеты туристов, прошедших некоторые из старинных путей, ответы на запросы в местные организации (музеи краеведения, советы по туризму и экскурсиям, сельсоветы, школы, и т. д.). Книга предназначена для самодеятельных туристов - водников, однако, отдельные маршруты доступны пешеходам, лыжникам, водно - моторникам. Северные и Северо - Восточные (заволочные) пути новгородцев Сношения новгородцев с северным краем восходят к весьма отдаленным временам. Существуют указания, что в конце VIII в. новгородские ватаги ловили на Белом море рыбу, били тюленей, брали дань с местных жителей. Все это привело к колонизации края. Заволочьем называлось обширное пространство земель, расположенных "за волоком", к северу и северо - востоку от Волго - Северо - Двинского водораздела. Сюда входили земли Двинские, Мезенские и Печорские. Ранние сношения новгородцев с северным краем создали здесь и водные пути сообщения, в те времена единственно возможные. Был проложен ряд путей на север и северо - восток : 1. Волга - Шексна - Белое озеро - река Ухтомка - озеро Волоцкое - волок в озеро Долгое - река Модлона - озеро Польшемское - река Ухтомка - озеро Воже - река Свидь - озеро Лача - река Онега - Белое море (маршруты 28 - 29). 2. Волга - Шексна - Белое озеро - река Ковжа - волок в реку Вытегра - Онежское озеро - реки Водла - Черева - волок в озеро Волоцкое - реки Волошева - Поча - озеро Кенозеро - реки Кена - Онега - Белое море (маршруты 29 - 30). На этих путях возник торговый центр и пристань Белозеро, упоминавшееся в летописях уже под 862 г., когда оно якобы стало резиденцией князя Синеуса, одного из братьев Рюрика. Археологические раскопки показали, что древнее Белозеро находилось не там, где современный Белозерск, а на правом берегу Шексны, в 1 км от ее истока из Белого озера. 3. Наиболее оживленный водный путь проходил по Волге, Шексне, ее левому притоку Славянке - Никольскому озеру, волок в озеро Благовещенское, далее по реке Порозовица, озеру Кубенское, рекам Сухона, Северная Двина, Белому морю. О существовании этого пути упоминается в Белозерской уставной грамоте за 1488 г. : "А на Волочке на Словенском держать своих пошлеников, а явку (пошлину) емлют с гостей... кто прийдет из Московские земли, из Тверские, из Новгородских и с Устюга и с Вологды, а который гость заплатит пошлину на Волочке, а на том другие пошлины на Белозере не емлют". Акты Архангельской экспедиции No 123 (маршруты 54, 55). 4. Миновав Великий Устюг, где Сухона слившись с Югом, под общим названием Северной Двины резко поворачивает на север, часть караванов шла в Мезенские земли, в устье Вычегды и далее вверх до устья правого притока - Яренги, по которому шел дальнейший путь. Он продолжался до места, откуда существовал волок (20 - 25 км) в верховье Вашки, левого притока Мезени (маршрут 31). 5. Вторым соединительным и более удобным звеном между бассейнами Вычегды и Мезени служила река Вымь, правый приток Вычегды. Путь шел по ней, затем по ее правому притоку - Елве, которая близко подходит (6 км), к Ирве, левому притоку Мезени. 6. Связь с третьей, самой восточной, частью Заволочья - Печорской осуществлялась по Вычегде, ее правому притоку - Чери Вычегодской, далее короткий волок (менее 1 км) на левый приток Печоры - Ижму. 7. Второе соединение бассейнов Вычегды и Печоры осуществлялось с помощью Мылвы Северной, или Печорской, и Мылвы Южной, или Вычегодской (волок 5 км). В итоге получался сплошной водный путь более 3000 км, начинавшийся у Славянского волока и оканчивавшийся у устья Печоры. От этого пути отходило множество боковых водных путей в ряде мест обширного заволочного края. 8. Были еще волоки, соединявшие Северную Двину с Пинегой, Мезенью и Печорой. Они проходили по правому притоку Северной Двины - Пукшеньге, волок на левый приток Пинеги - Покшеньгу (маршрут 32), по Пинеге, ее правому притоку Ежуге, волок на левый приток Вашки - Зырянскую Ежугу, по Мезени, ее правому притоку Пезе, Волоковым озерам, волок в левый приток Печоры Цильму. Об этом пути есть упоминание в Вымско - Вычегодской летописи:".. лета 7007 шедшу князь Петр Ушатой с волгожаны, двиняны, важаны Пинегою, Колою, Мезенью, Пезою, Чильмою на Печору реку на Пусту". 9. Кроме того, был путь по Пинеге, Кулою, Мезени, Мезенской и Печорской Пижмам в Печору (маршруты 33 - 35). 10. С Печоры существовал также выход на Обь: вверх по правому притоку Печоры Щугору и его правому притоку Волоковке (само название указывает на существование здесь волока), волок в один из притоков Северной Сосьвы - левый приток Оби. Кроме перехода в Обь со Щугора был волок с Илыча в один из притоков Северной Сосьвы (маршруты 36 - 37). Поскольку по большей части этих маршрутов нет описаний и отсутствуют отчеты туристов, здесь предлагаются для самостоятельной разработки некоторые из них. Северо - Двинская водная система В 1823 г. в районе города Кириллов на плоском заболоченном водоразделе между Шексной - левым притоком Волги (ныне впадающей в Рыбинское водохранилище) и Порозовицей, вытекающей из озера Благовещенское и впадающей в озеро Кубенское, были проведены изыскания. В этом месте проходил древний волок важного водного пути освоения Заволочья. Отсюда шел и Великий путь на восток, в Сибирь. К 1825 г. относится начало работ, а в 1828 г. по новому пути прошли первые суда. Строителями был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, расширен и углублен фарватер речек между водораздельными озерами. На Волжском склоне построено 5 шлюзов, поднимавших суда на 10 м, в том числе 4 на Топорнинском канале. На Двинском склоне установлено 4 шлюза, опускавших суда на такую же высоту. Путь проходил по Топорнинскому каналу (7 км), озеру Сиверское (3, 14 км), Кузьминскому каналу (1, 17 км), озеру Бабье, или Покровское (2, 26 км), реке Поздышка (2, 13 км), озеру Зауломское (4, 48 км), Вазеринскому каналу (2, 08 км), через водораздел к озеру Вазеринское (1, 1 км), по второму Вазеринскому каналу (2, 99 км), озеру Кишемское (1, 71 км), Кишемскому каналу (2, 65 км), реке Иткла (0, 59 км), озеру Благовещенское (5, 61 км), реке Порозовица (28, 15 км), озеру Кубенское (61, 9 км), реке Сухона от истока до плотины и шлюза "Знаменитый" (7, 47 км). Общая длина пути - 134 км. Щлюз "Знаменитый" строил инженер В. Я. Шишков, впоследствии известный писатель. В то время сооружение это считалось чуть ли не чудом гидротехники. В дальнейшем Северо - Двинекая система неоднократно переделывалась и совершенствовалась. В 60 - 70 гг. XIX в. были углублены и расширены каналы, ликвидирована часть шлюзов. Вместо 12 их стало 7: 1 - на Верхней Сухоне, 2 - на Порозовице, 1 - на Кишемском и 3 - на Топорнинском каналах. В первый период существования СевероДвинской системы по ней осуществлялось оживленное судоходство так, в1888г. прошло свыше тысячи судов. В Петербург везли рыбу, пушнину, пиломатериал, а в Архангельск - промышленные товары, дубовый лес. После создания железной дороги к Архангельску Северо - Двинский путь утратил свое значение. Несовершенная водная система не могла конкурировать с железнодорожным транспортом. В годы Советской власти проводились работы по ее улучшению, однако роль системы, особенно после сооружения Беломорско - Балтийского канала, еще более уменьшилась. В настоящее время Северо - Двинская система обслуживает главным образом местную линию Вологда - Кириллов. Литература: 7, 22. 102, 113, 114, 124, 132, 143 http://www.skitalets.ru/books/star_puti/index.htm#sec20

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Светлана: Жизнь викингов была связана с судном настолько тесно, что их начальники, которых называли морскими королями, приказывали и хоронить себя в своих драккаpax. После смерти отважного мореплавателя его судно вытягивали на берег, укладывали в него со всеми почестями покойника — вместе с оружием и важнейшей утварью,—затем опускали судно-саркофаг в глубокую могилу и закладывали ее сверху каменным сводом. Такой способ захоронения был распространен среди многих племен, связанных с морем. Незадолго до конца прошлого столетия у берега фьордов начали понемногу приоткрывать кое-какие свои тайны, На счету археологов были уже две замечательные находки, когда в 1904 г. в Озеберге близ Осло-фьорда их лопаты наткнулись в песке на маленький холмик. Перед зрителями предстало великолепное судно типа яхты, длиной 21 м и наибольшей шириной 5 м. Это была лодка, построенная с особой вычурностью, с богато украшенными резьбой штевнями. Мрачная фантазия неведомого мастера вылилась в удивительную композицию: причудливо выгнув шею-форштевень, дракон тянулся своей ушастой змеиной головой к собственному горлу и рвал его острыми клыками. Не исключено, что это было красивейшее судно из всех, что сошли с верфей викингов в Каттегате и Скагерраке. Особой стройностью отличается подводная часть судна. Нашли и кованый железный якорь. Однако еще более сенсационным было другое открытие. Оказалось, что именно в этом драккаре отправилась в свое последнее плавание в «царство мертвых» королева Аза, воспетая в сагах как мужественная амазонка. Удивительно напоминает древнеегипетский обряд погребения коронованных властителей все, что сопровождает почившую королеву в иной мир на этом погруженном в землю судне! Воздухонепроницаемая укупорка необычной гробницы способствовала тому, что большинство предметов смогло пережить века. Были обнаружены не только повозки, сундуки, кровати, ведра и ткацкий станок с начатым куском ткани, но и скелеты десяти лошадей, четырех собак и двух быков. Похороны состоялись осенью. Об этом свидетельствуют непереваренные стебли вереска, тростника и дрока, наполнявшие желудок одного из молодых бычков. Животных перед погрузкой на мертвый корабль закололи. Остается тайной, по доброй ли воле последовали за своей госпожой служанки. Во всяком случае, возле основания мачты были найдены и их скелеты. Еще до того, как близ Озеберга ( Норвегия) была раскопана яхта королевы, в болоте возле Фленсбурга была найдена Ни-дамская лодка, датируемая примерно III в. н. э. Лодка такого типа, экспонируемая в музее г. Киль, состоит из килевого бруса с насаженными на него обоими штевнями и из десяти досок бортовой обшивки (по пяти с каждого борта), соединенных внакрой. Насколько внушительны размеры дубовых досок, можно судить по длине лодки, достигающей 23 м. Ширина ее составляет 3,26 м. На лодке имеется всего одно рулевое весло. По приспособлениям для крепления весел, вделанным в борта лодки, можно определить, что всего весел было 30. Мачт и такелажа не было. Впрочем, из-за плоского днища мало вероятно, чтобы эта лодка была мореходной. Доски обшивки, толщиной 23 мм, сшивались между собой и в области днища накрепко пришнуровывались к 19 шпангоутам мочаловым тросом: в верхней же части корпуса обшивка крепилась к шпангоутам железными заклепками, расположенными друг от друга на расстоянии 15 см. Для конопатки и шпаклевки служила пропитанная смолой овечья и коровья шерсть. В корпусе лодки обнаружили шлемы, копья, щиты, детали борон и граблей, а также монеты. До нашего времени сохранился всего лишь один строительный рисунок, выполненный мастером перед тем, как плотники должны были приступить к работе. Это — эскизный набросок, нацарапанный ножом на обратной стороне днищевой доски Озебергской лодки. Чертежной доской служила сама строительная деталь. При таком методе производства высокоразвитое чувство формы в сочетании с удивительным профессиональным мастерством передавалось «из рук в руки». Суда по своей конфигурации напоминали змей с поднятыми головами. Высокая упругость, достигаемая благодаря длинным гибким доскам, позволяла судам при движении вперед, подобно змеям, легко скользить по волнам. Х.Ханке МОРСКИЕ НАРОДЫ АТЛАНТИКИ И ТИХОГО ОКЕАНА Викинга и полинезийцы — мореплаватели удивительного умения и отваги http://bibliotekar.ru/encMore/22.htm

Светлана: Detalj av utskjæringene på Osebergskipet. Detail of the carvings on the stern of the Oseberg ship. Это тот самый корабль, на котором были захоронены знатные женщины http://home.online.no/~joeolavl/viking/osebergskipet.htm

Светлана: А это фрагменты текстиля с этого корабля http://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/Oseberg/textiles/245.jpg http://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/Oseberg/textiles/246.jpg http://www.forest.gen.nz/Medieval/articles/Oseberg/textiles/TEXTILE.HTM


Светлана: Скандинавские ученые долгое время пытались связать похороненных в корабле с династией Инглингов и даже называли одну из женщин бабкой Харальда Прекрасноволосого. Предварительный анализ ДНК указывает на то, младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев но нередко встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев. Viking woman had roots near the Black Sea The bones of one of the women found in one of Norway's most famous Viking graves suggest her ancestors came from the area around the Black Sea. The woman herself was "Norwegian," claims Professor Per Holck at the University of Oslo, who has conducted analyses of DNA material taken from her bones. But Holck says that while she came from the area that today is Norway, her forefathers may have lived n the Black Sea region. Holck, attached to the anthropological division of the university's anatomy institute (Anatomisk institutt), isn't willing to reveal more details pending publication of an article in the British magazine "European Archaeology" later this year. He told newspaper Aftenposten, though, that he's recommending the woman's bones be retrieved for further study. They were first found in 1904, when the Oseberg Viking ship was excavated, and analysed by the university. The analysis data was withheld, however, and the woman's remains were returned to the Oseberg burial mound in 1947. Holck has only worked with the DNA extracted at the time, and he thinks they should be reexamined. He worries, however, that her bones may have been damaged during the past 60 years. If the remains are intact, he said, it would probably be possible to take more DNA tests that could reveal more about the woman and another female's bones also extracted from the Oseberg site. Aftenposten's reporter Cato Guhnfeldt http://www.aftenposten.no/english/local/article1709020.ece

Светлана: http://en.wikipedia.org/wiki/Ship_burial Судна-захоронения Khufu ship, Giza pyramids complex (Fourth Dynasty) Gokstad, Norway Ladby, Denmark Oseberg, Norway Snape, East Anglia, England Sutton Hoo, East Anglia, England Balladoole and Knock-e-Dooney Viking ship burials on the Isle of Man Tune, Norway Valsgärde, Sweden Vendel, Sweden Rurikovo gorodishche near Novgorod Sarskoye Gorodishche near Rostov Timerevo near Yaroslavl Black Grave near Chernigov Ibn Fadlan gives an eye-witness account of a 10th century ship burial.

Светлана: Н. А. Ганина NEHALENNIA http://iling.spb.ru/tronsky7/153.pdf

Светлана: Даже предварительная реконструкция кувшина не оставляет никаких сомнений в том, что в кургане № 7 на Плакуне оказался кувшин, принадлежащий к группе сосудов, пользующихся особым вниманием у скандинавистов Западной Европы. Это так называемые фризские кувшины (friesische Kannen). У необгоревших сосудов наружная поверхность покрыта черным составом и орнаментирована накладной серебристой фольгой. Таких кувшинов известно лишь около трех десятков. Не считая депаспортизованных фрагментов в музее Утрехта, фризские кувшины найдены только в 11 точках, из них в Швеции – в пяти (около 20 кувшинов), в Норвегии – в одной (1 кувшин) и на европейском континенте – в пяти (примерно 10 кувшинов).* Несмотря на то, что большая часть фризских кувшинов найдена в Швеции, исследователи считают, что мастерская по их изготовлению находилась в низовьях Рейна, то есть на территории древней Фризии,* поскольку в Скандинавии для них нет исходных элементов. Судя по находкам кувшинов в хорошо датированных комплексах, все они укладываются в очень узкие хронологические рамки. X. Арбман датирует их только IX в. (29), а Д. Селлинг сужает их датировку до первой половины IX в. (30). Таким образом, в кургане на Плакуне оказался кувшин, достаточно редкий и для западных территорий, сделанный во Фризии в IX вв. Находка его прибавляет еще одну – 12-ю – точку на карте находок кувшинов этого рода. Очень интересна и находка в кургане четырех биконических бусин из рубчатой серебряной проволоки. Такие бусы известны только в Северной Прибалтике, на островах и прибрежных землях Балтийского мори (острова Эланд, Адельзё, Аландские острова, Бирка) (31). В тех случаях, когда комплексы с бусами из серебряной проволоки поддаются датировке, они всегда относятся только к IX в. Существенно, что в Швеции такие бусы оказываются в комплексах вместе с фризскими кувшинами. Взаимовстречаемость на территории Швеции проволочных бус северо-балтийского типа и фризских кувшинов, возможно, указывает на то, что фризский кувшин попал в Ладогу не непосредственно из Фризии, а через Швецию. Кроме того, находка в кургане на Плакуне не только кувшина IX в., но и бус того же времени, делает датировку его достаточно точной и устойчивой: курган № 7 был насыпан в IX в., а может быть и в первой его половине. *Кроме своей ранней даты, курган N° 7 интересен еще тем, что в нем была погребена женщина. *Об этом свидетельствует найденное в кургане ожерелье из стеклянных и серебряных бус. *Любопытно, что в Швеции фризские кувшины находят, как правило, именно в женских погребениях. * *Женское погребение на норманском могильнике близ Ладоги – факт, представляющий большой интерес. К тому же оно не единственное. Безусловно, женские погребения были обнаружены на том же могильнике еще в двух курганах (№ 5 и 13).* Следовательно, курганы на Плакуне – это могилы не случайных заезжих купцов и уж, безусловно, не грабителей, совершавших пиратские нападения на Ладогу. Это – кладбище группы выходцев из Скандинавии, живших здесь постоянно и даже с семьями. Хронологические рамки могильника в целом еще не определились. Вещевой материал большей части курганов поддается датировке плохо. *Но про курган № 7 можно сказать уже сейчас, что он насыпан именно тогда, когда па ладожском поселении стояли постройки горизонта Е2 и когда на нем появилась палочка с рунической надписью и, как видно, появилась совсем не случайно.* Что привело сюда норманнов и кто они были по своему социальному облику – покажут дальнейшие исследования. Но не следует видеть в их появлении здесь чего-то исключительного. В восточной части Северной Прибалтики на финских и балтийских землях отдельные группы норманнов появились еще в вендельское, то есть до-викингское время. Видимо, и Южное Приладожьс в этом отношении не было исключением. Г. Ф. Корзухина О НЕКОТОРЫХ ОШИБОЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ МАТЕРИАЛОВ СТАРОЙ ЛАДОГИ http://ulfdalir.narod.ru/literature/articles/ladoga.htm

Макс: Вам звестны какие нибудь подробности про озеро Воже? Чаронда?



полная версия страницы