Форум » Галерея » Символика картин Константина Васильева » Ответить

Символика картин Константина Васильева

Anton: Предлагаю участникам форума обсудить символику некотрых картин Константина Васильева. Многие из них подвергались разным, зачастую противоречащим друг-другу трактовкам. А многие не выносились на обсуждение практически никогда. В числе последних - незаконченная работа "Вторжение" (1974 г.) Именно с неё я и предложил бы начать, благо в нашей галерее она опубликована в отличном качестве. Для увеличения нажмите на изображение:

Ответов - 12

Домаш: Если я правильно понял, это эскиз к картине "Вторжение". В окончательном варианте (в альбомах с репродукциями работ К. Васильева эта картина называется "Нашествие") слева изображены только руины православного храма, а справа - идущие колонной германцы. Получается, что Константин Васильев решил сам (?) "сгладить" общий настрой и убрал из своей композиции сцену открытого противостояния русичей с иноземцами... В эскизе всё выглядит куда более напряженно, агрессивно... прошу прощения за терминологию. Но что касается символов - их тут предостаточно. Помимо самого символического смыслового значения картины. Надо подумать.

Anton: Всё верно, работа значится как эскиз, очевидно к "Нашествию". Однако если бы я увидел её в итоговом варианте, не будучи знаком с остальными произведениями Васильева (и с тем же "Нашествием", казалось бы, совершеннно иным по идее), я бы серьёзно призадумался о политических симпатиях художника, скажем так:) В первую очередь по причине композиции. Несмотря на отсутствие цвета в некотрых местах - композиция и контраст уже спорны. И всё же по золотому сечению внимание в первую очередь привлекает белый конь (да и в принципе колорит очевиден - это холодный, ледяной тон на нападающем войске под красными щитами, как один из главных приёмов Васильева, который по словам Доронина позднее перенял Глазунов). Также удивительны контрастные пятна и цвет. Очевидно - слева тьма, справа - свет (да ещё и светлое небесное войско). В итоге - полная неоднозначность. Я помню, что читал об этой картине в одной из книг о Васильеве. Постараюсь сегодня найти и выложить этот фрагмент.

Anton: Вот что пишет Доронин о картине "Нашествие" в контексте военного цикла Васильева: "Парная к этой картине ("Парад 1941") работа — «Нашествие» прекрасно дополняет и развивает единую мифологическую основу их общего сюжета. Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением жестокой битвы между тевтонами и славянами. Но, сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план духовно-символический, Васильев упраздняет батальные сцены, заменяя их духовно противоборствующими силами. На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми устами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой — мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей. В диптихе в предельно лаконичной форме в мощном символическом контексте сталкиваются два извечно противоборствующих начала — Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они. Борьба показана не только и не столько на земле или в небе, борьба идет в сердцах, в душах. Обе картины выполнены в монохромных серых тонах со всеми возможными оттенками. Это создает необходимое единство философского замысла и его технического решения, чем еще более усиливается звучание образов и достигается удивительная гармония произведений. И если бы Васильев оставил после себя только эти две работы, то и тогда он навсегда вошел бы в историю отечественной культуры — настолько велико для нас значение этих полотен."


Домаш: Благодарю, Антон, интересная информация! Только вот что меня немного смутило... в плане символических трактовок опять-же: В диптихе в предельно лаконичной форме в мощном символическом контексте сталкиваются два извечно противоборствующих начала — Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они. На этом же противостоянии (символически) строят и свои догмы христиане. Бог - есть добро, свет и т.д. Дьявол - зло, тьма... Это я вот о чём: если в работах К. Васильева есть не только, скажем так, языческие мотивы, но присутствуют образы или символы, близкие к христианству, в частности, к православию - почему православные не приемлют и картины мастера, и его самого (хотя давно его нет среди живых)? Доводилось мне читать довольно пасквильные и злостные статьи в православной литературе о творчестве Константина Васильева. В частности, в интернет-газете "Православный Серпухов" была довольно отвратительная статейка... Хоть и давно, но до сих пор осадок в душе остался. Что это - скудоумие, нетерпимость или нежелание действительно разобраться в символизме картин художника?

Cмельдинг: http://smelding.livejournal.com/15387.html Здесь то, что я думаю по поводу этой картины, и ссылки на Ваш сайт. Эта незаконченая работа, ПМСМ, лучшая у Васильева. Благодарю Вас за Ваш сайт, за Вашу работу. Давно пора вернуть парусам русских душ Северный ветер.

Anton: Приветствую, Смельдинг! Рад, что заглянули к нам на форум. Статью прочёл. Сильно и верно. Хочу поблагодарить вас за чрезвычайно важные и интереснейшие труды! Прочитал все доступные книги (КР, ВРБ и, конечно же, "Святослава"), жду появления в магазинах "Боги и касты Древней Руси". Новых вам побед и свершений!

Andrey: Поддерживаю!

Cмельдинг: помозибо на добром слове:) стараюсь. у Вас в Вологде тоже совершенно феерические книги выходят - Кузнецов, Жарникова. это золотой фонд моей библиотеки.

Andrey: Кстати, в ближайшее время постараемся организовать на сайте распродажу книг этих и других авторов, по разделам: краеведение, история, этнография. А с Кузнецовым, планируем непосредственное сотрудничество...

Andrey: БЕЛЫЙ СТИХ Ваш храм разрушен и ничто вас не спасёт: Ни ваш божок, в кресте что замурован, Ни ваши ядовитые молитвы, Которыми вы отравляли небо На протяжении тысячелетий И так его безбожно заплевали, Что против вас оно теперь восстало. Вон, в облаках, родные наши Боги На вас из молний копья направляют. И мы идём на вас, сомкнув ряды, Исполненные ярости спокойной, Уверенными, твёрдыми шагами, Восстав из вами ж созданного ада. Над нами плещут рунные знамёна, Фанфары призывают к нам победу, Вздымает жезл с фигурой хищной птицы Наш Вождь на белоснежном скакуне, Который топчет ваши стяги и хоругви. Напрасно черноризник бородатый Над головой распятье поднимает – Грудь дряхлую его копьё пронзает… Напрасны ваши жалкие потуги – Бессильны вы пред воинами света, Пред нашей кровью и пред нашей местью. Ещё мгновение одно и Белый Север Сметёт огнём холодным чёрный юг, И наш Орёл проглотит вашу Рыбу. Исход сражения давно уж предрешён Как на земле, так и на светлом небе: Как вы аукнули, так вам и отозвАлось. Отныне будет каждому своё: Вам – рай заслуженный, А Вольным будет Воля… 21.11.06. Спасибо Смельдингу за ссылку: http://domino23.livejournal.com/26259.html?view=34451#t34451

Сварог: Уже два часа ищу работы Константина Васильва! Раньше смотрел их на этом сайте, нельзя бы было выложить их одним архивом, я б себе на сайт перекинул

Сварог: кидайте на svarrogNOPSPAM@gmail.com



полная версия страницы